Тест: ламповые гитарные усилители

« Статьи

Среди различного звукового оборудования, поступающего к нам в мастерскую на ремонт, часто встречаются ламповые гитарные усилители. В процессе работы над этими усилителями возникла идея — записать короткие ритмические фразы для сравнения звука. Данная музыкальная фраза была выбрана не случайно, она довольно неплохо демонстрирует читаемость звука гитары с эффектом distortion. Сыграно не на все 100% идеально, так как нелегко сочетать технику игры с ремонтом и настройкой усилителей, но общее представление о звучании разных моделей усилителей составить можно.

Для записи треков использовался только один микрофон Shure SM57, гитарный кабинет с одним динамиком Celestion Greenback, гитара — Stratocaster (корпус — ольха) с минихамбакером DiMarzio Fast Track2 у бриджа. Микшер и звуковая карта — RME digi96/pst. Чтобы сравнить встроенные в усилители Distortion-эффекты, был ещё использован один из самых первых образцов лампового эффекта Udaloff Т-324 — возможно, это будет полезно тем, кто интересуется, как звучит серия «Т» с различными усилителями.

Условия записи и расположение микрофона были, разумеется, совершенно одинаковые для всех усилителей. Ручки регулировки тембра были выставлены у всех усилителей в среднее положение, Presence = 0. Звук не корректировался несмотря на то, что местами не хватало «высоких» или был переизбыток «низких». Цель сделать красивые демо-треки никто не ставил, всё записано как есть, без малейшего намёка на обработку. Разумеется, при других настройках звучание усилителей можно подогнать уже под свой вкус, но для теста логичнее было сделать усреднённый вариант.

Некоторые треки могут показаться Вам более громкими, так как частотная характеристика у усилителей разная. Субъективно громче звучат усилители, у которых ярко выражена «середина», но это не означает, что они лучше или хуже — чтобы это понять, можно на 1-2db сделать громче треки, которые звучат несколько тише. Уже давно известно, что подсознательно при прослушивании музыкального материала человек отдаст предпочтение тем трекам, которые будут звучать громче на пару децибел в сравнении с более «тихими».

Peavey Classic 50

Peavey Classic 50 — это 50-ваттный ламповый гитарный усилитель со встроенным ревербератором и эффектом переусиления. Предусмотрен разрыв для подключения внешних Pre-Amps и дополнительных эффектов. Встроенный эффект переусиления имеет только 2 ручки регулировки: это gain и volume, тембровка используется общая с чистым каналом. Чистый канал имеет ручки Gain, treble, middle, bass, master, на лампе фазоинвертора построен Presence. Оконечный усилитель (класс AB) может работать с нагрузкой 8 и 16ом. «Foot switch» позволяет включать и отключать встроенный Distortion и Reverb. Используемые радиолампы: предусилитель-2х12АХ7, оконечный 4хEL84, фазоинвертор 1х12АХ7. Рабочее напряжение на анодах выходных ламп — 335 вольт.

Плюсы усилителя:

  1. Мягкое звучание с оригинальными динамиками;
  2. Встроенный Distortion эффект построен полностью на лампах 12ах7 (3 триода);
  3. Регулировка громкости и чувствительности имеет достаточно широкий диапазон, что позволяет использовать усилитель не только на репетициях и концертах, но и дома;
  4. Хорошая сочетаемость с различными педалями эффектов других производителей, так как канал чистого звука сделан адекватно без дополнительных подъемов определённых частот;
  5. Довольно универсальный усилитель для большинства направлений в музыке.

Минусы усилителя:

  1. Пакет выходного трансформатора имеет небольшой размер, поэтому низкие частоты не имеют достаточной глубины. Для того, чтобы компенсировать этот недостаток, в оконечном усилителе используется частотно-зависимая отрицательная обратная связь, которая подавляет средние частоты 1-3 кГц примерно на 3-4 Дб;
  2. Монтаж предварительного усилителя и фазоинвертора оконечника сделаны на одной плате и имеют между собой ощутимую ёмкостную связь, так как их элементы располагаются слишком близко. Это становится заметно на слух, если использовать встроенный Distortion на тихой громкости. Часть сигнала попадает на сетку фазоинвертора, минуя тембровку предварительного усилителя, что проявляется в виде ненужных «жужжащих» частот и возникает ощущение раздробленности сигнала и потери плотности тембра;
  3. Усилитель встроенного пружинного ревербератора построен на одной микросхеме (сдвоенный ОУ) и его коэффициента усиления может немного не хватать любителям «глубокого» ревера. Данный усилитель тоже имеет паразитные ёмкостные связи, поэтому с эффектом Distortion добавляются всё те же «жужжащие» призвуки;
  4. Пассивная тембровка предварительного усилителя довольно далеко выведена от ламп, и из-за этого тоже имеется паразитная ёмкостная связь. Но в данном случае это проявляется как более слабый подъём средних, высоких и низких частот по сравнению с другими усилителями;
  5. Плотно звучать данный усилитель начинает только на средней и большой громкости;
  6. Фазовые искажения оконечного усилителя вносят в звук свои коррективы в виде искаженной верхней середины, впрочем это не «HI-END» усилитель и кому-то, возможно, как раз эта особенность и нравится;
  7. Существует небольшая ошибка разводки платы — неправильно расположены две дорожки, которые идут к реле переключения чистого звука и встроенного Distortion эффекта. Этот дефект заметен на чистом канале, если выкрутить ручку Volume и Gain встроенного Distortion на полную — пропадают «высокие» при переключении на чистый звук. Возможно, этот дефект был устранён в более поздних сериях.
  • T324 и Peavey Classic 50 (небольшая громкость) 0:05
  • T324 и Peavey Classic 50 (большая громкость) 0:05
  • Peavey Classic 50 (встроенный Distortion) 0:04

Laney VC 50

Laney VC 50 — это 50-ваттный ламповый гитарный усилитель с 2-х канальным предусилителем и независимой эквализацией. Имеет 2 независимых встроенных эффекта Distortion, собранных на лампах, и пружинный ревербератор. Предусмотрен разрыв с множеством опций и регулировкой уровня сигнала посыла и возврата для подключения внешних Pre-Amps и дополнительных эффектов. Лампы 12ах7 — 6шт, EL34 или 6L6 — 2шт. Рабочее напряжение на анодах выходных ламп — 415 вольт.


Плюсы усилителя:

  1. Пакет выходного трансформатора достаточно большой, соответственно нет необходимости строить иллюзию «широкого» звука с помощью частотно зависимой ООС;
  2. Оконечный усилитель уверенно работает на полосе частот от 40-20000гц;
  3. Длинные пружины в коробке ревербератора дают достаточно длинную задержку, хорошо работает усилитель пружинного ревербератора;
  4. Выходной усилитель работает с нагрузкой (класс AB) 4,8,16 ом;
  5. Предусмотрено переключение режимов работы для разных типов выходных ламп: EL34 и 6L6, что позволяет без пайки и замены деталей переходить на требуемый тип ламп — разумеется, желательна подстройка тока покоя (Bias).

Минусы усилителя:

  1. Большой шум в режиме HI GAIN — усилитель непригоден в таком виде для работы в студии (см звуковой пример);
  2. Для более яркого звука предварительная часть имеет сильный подъём «верхней середины» — это делает звук более резким и плохо сочетается с отдельными педалями, которые дают много высоких;
  3. Динамики HH Premier, которыми комплектуется данная модель, звучат слишком остро, что в сочетании с подъёмом «верхней середины» у предварительного усилителя делает звучание вдвойне резким;
  4. Отсутствует ручка Master, а отдельные ручки Volume не дают достаточную плавность регулировки громкости. Шумы с разных каналов при этом тоже суммируются. Тихо и с приемлемым звуком на этом усилителе поиграть не получится;
  5. Разводка монтажа предварительного усилителя сделана, мягко говоря, бюджетно. Очень большие «паразитные» ёмкостные связи, лампы выведены далеко от платы, анодные провода имеют большую длину и собраны в жгут, что только увеличивает нежелательный эффект. Если играть на тихой громкости, то тембр становится очень узким, так как при определенных позициях ручки Volume, высокочастотный сигнал, минуя потенциометр, проникает из одного каскада усиления в другой благодаря «паразитным» ёмкостным связям. Предварительное усиление — самое слабое звено этого усилителя;
  6. Разрыв и выходы с предварительного усилителя реализованы с использованием множества микросхем TL072 , на плате неаккуратный СМД-монтаж, соединения разъёмов на плате плохо пропаяны, на контактах окись — это и является самой частой причиной поломок.
  • T324 и Laney VC 50 (небольшая громкость) 0:06
  • T324 и Laney VC 50 (большая громкость) 0:05
  • Laney VC 50 (встроенный Distortion) 0:06

Udaloff 50

Udaloff 50 — это 50-ваттный ламповый гитарный усилитель с простым одноканальным предусилителем, без встроенного Distortion эффекта. Предусмотрен разрыв для подключения внешних Pre-Amps и дополнительных эффектов. Небольшая серия этих усилителей была сделана на основе элементной базы усилителей фирмы Benor (Эстония), выпускавшихся в начале 90-х годов прошлого века. От оригинала был использован корпус, шасси, плата усилителя мощности, сетевой и выходной трансформаторы. Конфигурация шасси и выходной трансформатор необычны для серийных усилителей — было любопытно посмотреть, что из этого получится. В оригинале стоял предварительный усилитель по схеме Marshall JCM 800bass с некоторыми изменениями схемы и активной тембровкой на базе ламп 6н17б. В ранних сериях BENOR GT50 в фазоинверторе тоже использовалась аналогичная лампа. Наша сборка радикально изменила звучание этих усилителей. Новый предварительный усилитель собран почти по классической для электрогитары схеме. При сборке использовался навесной монтаж, как делали усилители в далеких 60-х годах прошлого столетия. Заменили разделительные конденсаторы и лампу в фазоинверторе на ECC85. Лампы: предварительный усилитель 6н2п-ев — 1шт, фазоинвертор — ЕСС85, выходной каскад — 6п3с-е или EL34. Рабочее напряжение на анодах выходных ламп — 495 вольт, класс — AB. На большой громкости можно получить эффект OVERDRIVE от выходных ламп усилителя, предварительная часть тоже может быть слегка «подгружена», если ручку Gain поставить в положение «3-5 часов». Органы управления: Gain, Treble, Middle, Bass, Presence, Master.



Плюсы усилителя:

O плюсах и минусах этого усилителя пусть говорят те, кто их использует.

  • T324 и Udaloff 50 (небольшая громкость) 0:05
  • T324 и Udaloff 50 (большая громкость) 0:05

Regent 30 upgrade

Подробное описание этого усилителя Вы найдёте ЗДЕСЬ.

  • T324 и Regent 30 (небольшая громкость) 0:04
  • T324 и Regent 30 (большая громкость) 0:04

Rocktron Egnater Tol 100

Rocktron Egnater Tol 100 — это 100-ваттный ламповый гитарный усилитель, который имеет 2 предусилителя с независимой эквализацией, и 4 варианта настроек ручек Gain и Master в виде пресетов. Имеет 2 встроенных эффекта Distortion, собранных на лампах, с дополнительными возможностями — выбирать тип эффекта Distortion. Для этого на передней панеле установлены дополнительные микропереключатели с позицией Vintage-Modern1-Modern2, которые меняют настройку пассивного фильтра до ограничения сигнала. Усилитель может работать как с «foot switch», так и с миди-конроллером. Лампы: 12ах7 — 6шт, EL34 — 4шт. Рабочее напряжение на анодах выходных ламп — 415 вольт, класс AB.

Плюсы усилителя:

  1. низкий уровень шума и фона;
  2. выходной усилитель работает с нагрузкой(класс AB) 4, 8, 16 ом;
  3. тембр звучания от уровня громкости практически не меняется;
  4. мягкий звук с подчеркнутой «нижней серединой» и полным отсутствием высокочастотного «песочка», но на любителя, для кого-то это может быть плюсом, а для кого-то огромным минусом, всё зависит от вкуса и музыкальных задач. Усилитель своим тембром заметно отличается от классических моделей — выходной трансформатор средних размеров, как в большинстве серийных усилителей этого класса;
  5. адекватная секция чистого звука, что хорошо сочетается с отдельными педалями эффектов;
  6. правильная разводка монтажа деталей на плате, «паразитные» ёмкостные связи минимальны;
  7. регулировка уровней громкости посылов и возвратов в цепи разрыва на эффекты выведена на переднюю панель.

Минусы усилителя :

  1. акустический звук гитары с этим усилителем глуховат, подъём Presence и Treble не спасают положение, тембр от этого становится только более резким, так как ручка высоких (Treble) поднимает более низкую частоту, чем у большинства других гитарных усилителей;
  2. в коробке ревербератора стоят короткие пружины, как в недорогих усилителях за 100-150$, задержка маленькая и с механическими призвуками, игра с этим эффектом не доставляет удовольствия;
  3. цепь накала выходных ламп сделана на фольгированный плате, площадь медной фольги не рассчитана на такой ток — из-за этого полоски фольги перегреваются и бывают обрывы в этой цепи.
  • T324 и Rocktron Egnater Tol 100 (тихая громкость) 0:04
  • Rocktron Egnater Tol 100 modern1 Distortion (встроенный Distortion, тихая громкость) 0:05
  • Rocktron Egnater Tol 100 vintage Distortion (встроенный Distortion, тихая громкость) 0:04

Hughes & Kettner Tube 100

Hughes & Kettner Tube 100 — это 100-ваттный гитарный усилитель. Оконечный усилитель собран на лампах, предварительное усиление сделано по «гибридной» технологии «лампа-транзистор». Имеет встроенный эффект Distortion и пружинный ревербератор, каналы можно комбинировать между собой, все функции выведены на «foot switch». Усилитель может работать также и с миди-конроллером, если поставить дополнительную плату расширения (в комплект не входит). Усилитель имеет разрыв для подключения других предварительных усилителей и эффектов. Лампы: 12ах7 — 3шт, EL34 — 4шт. Рабочее напряжение на анодах выходных ламп — 420 вольт, класс AB.

Плюсы усилителя:

  1. низкий уровень шума и фона;
  2. правильная разводка монтажа деталей на плате, паразитные ёмкостные связи минимальны;
  3. мягкий по тембру Distortion, если не использовать режим HI GAIN;
  4. необычно для стандартных усилителей реализован PRESENCE. Работает не только в плюс, но и в минус, что позволяет получить яркое звучание с преукрасом верней середины для ритмических рисунков, и плотный, певучий тембр на соло;
  5. наличие ручек Master в каждом канале;
  6. регулировка уровня сигнала посыла-возврата сделана на лицевой панели;
  7. яркий чистый звук с хорошо слышимым моментом атаки.

Минусы усилителя:

  1. небольшой для 100 ваттного усилителя пакет выходного трансформатора, поэтому в схемотехнике оконечного усилителя используются различные «хитрости» для эффекта плотно-звучащих низких частот;
  2. предварительный усилитель (чистый звук) имеет «задранную» в сторону высоких частот характеристику, поэтому плохо согласуется с отдельными педалями эффектов Distortion, которые дают много высоких;
  3. в коробке ревербератора стоят короткие пружины, задержка маленькая и с механическими призвуками;
  4. «бубнящий» звук в режиме HI GAIN, это становится заметно при использовании кабинета 4х12 и с гитарой, обладающей плотным тембром.
  • T324 и Hughes & Kettner Tube 100 (небольшая громкость) 0:05
  • Hughes & Kettner Tube 100 (встроенный Distortion, небольшая громкость) 0:05

Евгений Удалов

01.08.2006